Фундамент
Что есть НДС

Наверное, каждый человек, живущий в нашей стране, хоть раз в жизни слышал загадочную аббревиатуру «НДС». Многие – не обязательно профессиональные экономисты и финансисты – даже знают, что это расшифровывается как «налог на добавленную стоимость».

Но, исходя из обширного опыта общения с профессиональными бухгалтерами и финансистами, можно с уверенностью сказать, что даже среди них далеко не все понимают так называемый «физический смысл» этого налога. Казалось бы, как посчитать этот налог знают все квалифицированные главные бухгалтеры и их заместители. Но что это фактически отдельно стоящая переменная знают единицы.

Это утверждение основывается на том, что при проведении собеседований на вакансию главного бухгалтера на протяжении последних 15 лет всем без исключения соискателям (а их было несколько сотен) задавался один и тот же вопрос – что есть физический смысл НДС?

9 человек из 10 начинали рассказывать, что это разница между НДС с продаж и НДС с закупок... А сейчас остановитесь и дайте ответ: Вы тоже так думаете? Если “нет” – то Вы проникли в самую суть этого загадочного налога и хорошо его понимаете. Ну а если “да” – эта статья для Вас. Дополнительно стоит прочесть статью руководителям и собственникам компаний. Просто для того, чтобы в любой момент просчитать, сколько нужно заплатить НДС. Понимаете? Не ждать, пока «приедут» все многочисленные документы и от покупателей, и от поставщиков, а взглянув на несколько цифр, сразу сделать расчет.

Суть налога через простые модели

Для того, чтобы вникнуть во все нюансы, не нужно перечитывать “простыни” текста и копаться в теории. Мы перейдем сразу к конкретным примерам.

Представим себе булочную, которая в одном месяце закупает продукты для своих булок, печет их, и в этом же месяце их полностью продает. Так как ситуация идеальна, то и вся документация правильная и получена вовремя. А теперь показываем несколько простых таблиц.

Таблица №1.

В этой мини-пекарне ценообразование идет от затрат (прямых и косвенных). Чтобы получить конкретную себестоимость продукта суммированы все затраты, очищенные от НДС (столбец 1, строка 9).

Таблица №2

Далее добавлена наценка, установленная владельцем (столбец 1, строка 10) и рассчитан налог на прибыль, т.к. это тоже затрата (столбец 1, строка 12). Полученная сумма обложена тем самым НДС и получилась цена на полке – 199,2 руб. (столбец 3, строка 13), а также был подсчитан весь НДС с продаж – 133,2 руб. (столбец 2, строка 13)

В таблице №1 уже был также подсчитан весь НДС с покупок – 18 руб. (таблица №1, столбец 2, строка 9).

И все это вместе у нас дает следующую таблицу.

Таблица №3:

Последняя строка – это и есть расчеты по нашему НДС. Как видим, к уплате, получается 15,2 руб. (столбец 5, строка 14, получено как разница столбца 2 строки 13 и столбца 2 строки 9 предыдущих таблиц). Это равно цифре из строки 14 столбца 4. А как мы получили эту сумму? Смотрим столбец 1 в этой же строке. Это сумма зп пекаря и директора, плюс наценки и налог на прибыль. У нас это сумма в 76 рублей. А столбец 4 – это 20% от нее, т.е. НДС от этих 76 руб. – 15,2 руб.

Что это значит? А это значит, что НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ платится с заработной платы сотрудников, наценки и, как это ни смешно звучит с налога на прибыль. Да, именно налог с налога, поэтому НДС - самый трудно оптимизируемый налог в нашем государстве.

А если вслушаться в его название – налог на ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ – что же такое эта добавленная стоимость? Это только наш с вами труд, работа ваших подчиненных и сотрудников. Энергия, которая направлена на создание чего-то нового, пусть даже не физически осязаемого (услуги). Вывел эту нехитрую формулировку – добавленная стоимость - еще дедушка Карл Маркс, труд «Капитал».

Считать один из самых сложных налогов легко, когда понимаешь, на что именно и как он начисляется. Достаточно понять основную формулу для того, чтобы держать под контролем финансы собственной компании.
Знаешь суть - контролируешь бизнес

Вот мы и добрались до еще одного вопроса: а зачем собственнику или директору разбираться в этих цифрах и расчетах? А для того, чтобы не ждать, когда же бухгалтерия соберет все свои бумажки в кучу и принесет на рассмотрение. Достаточно взять ФОТ за месяц, свою наценку на все продукты и даже без расчета налога на прибыль (погрешность будет в районе 7-8%), умножить это всё на 20%. Все еще не понимаете зачем это нужно?

Контроль – вот основная задача руководителя, верно? И все описанные в статье действия прекрасно помогут контролировать не только финансы, но и работу бухгалтерии. Потому что ни для кого не секрет, что когда тот или иной специалист годами «погружен» в один процесс то глаз «замыливается». Могут возникать ошибки, незаметные на первый взгляд. Так вот. Если собственник посчитал, что его НДС в этом периоде 20 руб., а главный бухгалтер ему говорит, что 50 руб., то возникает справедливый вопрос: почему?

И в процессе ответа начинают находиться ошибки, которые были пропущены при расчетах. А значит, работа компании будет идти в верном направлении и без ошибок или убытков. И поверьте, в таких компаниях, где собственник «держит руку на пульсе», бухгалтерия будет работать в разы эффективней. И любой документ, прежде чем предоставляться руководству, будет перепроверяться не один раз.

Немного о возражениях

Многие могут спорить и приводить разные доводы, что таких идеальных компаний не существует. Или же их единицы по всей стране. Да, все так. В одном периоде купить всё сырье и произвести продукт, да еще и продать его получится далеко не у каждой компании. Но существует же рынок услуг, в котором нет ни закупок сырья, ни производства на заводах, там все затраты как раз и состоят из труда и затрат на содержание офиса и поддержание его жизнеобеспечения. И таких компаний у нас вообще немало.

Но задумайтесь, что меняет временной лаг? НДС у нас налог поквартальный. А компаний, у которых полный цикл 90 дней уже становится не так уж и мало. Но даже крупный бизнес, с длительными циклами может пользоваться нашим методом. Потому что НДС можно ЗАПЛАНИРОВАТЬ наперед, по крайней мере приблизительно, с допустимой погрешностью на случай ЧП. На квартал, на полгода, на год. Заманчиво звучит?

Следующим возражением будет то, что очень проблематично вовремя и полностью собрать все документы, на основании которых можно весь причитающийся по закону НДС взять в зачет. И здесь тоже все верно. Но давайте будем честными, дорогие собственники, это же ваши деньги, и в ваших интересах научиться ими правильно распоряжаться. Требуйте своевременного предоставления документов, мотивируйте премиями или наоборот, лишайте премий за просрочки по документации. Не позволяйте государству необоснованно обогащаться за счет нерадивости ваших сотрудников, а в итоге за ваш счет.

Поговорим об итогах

Что можно сказать в завершение? По итогам статьи можно сделать следующий вывод: руководству нужно обращать внимание не только на доходы/расходы. Только разбираясь во всех финансовых делах компании ее можно развивать и продвигать вперед.

Как мы показываем в наших статьях, не нужно глубоко изучать бухгалтерию, чтобы это делать. На любое сложное действие можно найти более простое и понятное решение. Откажитесь от сложных терминов, изучайте вопросы налогов или финансов там, где все описано понятными ВАМ словами. И тогда вы сможете быть действительно эффективным и перспективным собственником успешного бизнеса.

Получите полную картину
финансов бизнеса

улучшайте прибыльность, рентабельность
и финансовую устойчивость

Перейти
Инна Шатохина
Эксперт в области налогообложения
343
04.11.2020